Двигатель 1,4i
При создании автомобиля Lada Kalina yеобходимо было обновить семейство двигателей в расчете на современные экологические нормы Euro 3, Euro 4 и их дальнейшее ужесточение. Базовым был выбран восьмиклапанный двигатель ВАЗ-11183 с увеличенной, по сравнению с 1,5-литровыми моторами, высотой блока цилиндров и увеличенным с 71 до 75,6 мм ходом поршня. Это была рассчитанная на Калину модификация родственного мотора ВАЗ-21114. Для улучшенных комплектаций Калины предназначался 16-клапанный двигатель ВАЗ-21124 того же рабочего объема. Позднее, к августу 2007 года, был освоен более экономичный 16-клапан-ный мотор ВАЗ-11194 рабочим объемом 1,4 л, отличавшийся уменьшенным с 82 до 76,5 мм диаметром цилиндра. Несмотря на снижение литража, он получился мощнее восьмиклапанного двигателя ВАЗ-11183.
Двигатели 11183, 11186 - "втыковые" (11186 до июля 2018 г)
Поперечный разрез двигателя 11194*: 1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — коленчатый вал; 3 — масляный фильтр; 4 — каталитический коллектор; 5 — насос охлаждающей жидкости; 6 — поршень; 7 — прокладка каталитического коллектора; 8 — датчик концентрации кислорода; 9 — свеча зажигания; 10 — клапан выпускной; 11 — головка блока цилиндров; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — корпус подшипников распределительных валов; 14 — крышка головки блока цилиндров; 15 — впускной модуль; 16 — впускной клапан; 17 — катушка зажигания; 18 — гидротолкатель; 19 — распределительный вал впускных клапанов; 20 — форсунка; 22 — диагностический штуцер топливной рампы; 21 — топливная рампа; 23 — прокладка головки блока цилиндров; 24 — поршневые кольца; 25 поршневой палец; 26 — блок цилиндров; 27 штуцер системы вентиляции картера; 28 — шатун; 29 — шатунные вкладыши; 30 — маховик; 31 — прокладка поддона картера; 32 — маслозаборник; 33 — поддон картера двигателя
На автомобиле установлен двигатель модели 11194. Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый рядный двигатель с верхним расположением распределительных валов и жидкостным охлаждением.
Блок цилиндров — чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а каналы подачи масла выполнены сверлением. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и имеют маркировку порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала. В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки установлены сталеалюминиевые вкладыши коренных подшипников. По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствуюших осевому перемещению коленчатого вала. Переднее полукольцо — сталеалюминевое, заднее металлокерамическое, желтого цвета с обеих сторон.
Двигатель отличается от предыдущих моделей серийно выпускавшихся двигателей ВАЗа облегченной шатунно-поршневой группой.
Поршни с короткой юбкой, отлиты из алюминиевого сплава. В днище каждого поршня сделаны четыре небольшие выточки под тарелки клапанов, но они не предотвращают контакт клапана с поршнем при нарушении фаз газораспределения или обрыве ремня привода ГРМ. На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа с проточкой и острой кромкой на нижней плоскости. Внутрь маслосъемного кольца устанавливается пружинный расширитель. Все кольца более тонкие, чем на предыдущих моделях двигателей, что призвано сократить внутренние потери двигателя на трение.
Пальцы плавающего типа, фиксируются в поршнях двумя пружинными стопорными кольцами.
Шатуны — «колотые». В верхней головке шатуна запрессована сталебронзовая втулка. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатун только в одном положении. Снизу к блоку цилиндров крепится поддон картера. Система смазки двигателя комбинированная под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос шестеренного типа с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала. Через маслозаборник, насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя. Для контроля за количеством масла в поддоне установлен измерительный щуп — указатель уровня. Масляный фильтр — полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном, препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя.
В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их.
В теле коленчатого вала просверлены каналы. По ним масло поступает к шатунным шейкам, смазывая их. В каналы коленчатого вала масло поступает из блока цилиндров через отверстия во вкладышах коренных подшипников и коренных шейках. Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками.
С левой стороны блока выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра.
Сверху на блок цилиндров установлена алюминиевая головка. Соединение головки и блока цилиндров уплотнено металлической двухслойной прокладкой. В головку блока цилиндров установлены два распределительных вала и шестнадцать клапанов. Привод клапанов осуществляется через толкатели, с гидрокомпенсаторами. Поэтому регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов не требуется. Распределительные валы впускных и выпускных клапанов невзаимозаменяемые. Опоры распределительных валов выполнены в головке, а их крышки объединены в корпус подшипников, устанавливаемый на головку. Сверху корпус подшипников закрыт крышкой головки блока с маслоотражателем и маслозаливной горловиной. Для установки свечей зажигания сверху головки блока цилиндров выполнены цилиндрические углубления — свечные колодцы. В каждый колодец вставлена катушка зажигания. При этом высоковольтный вывод катушки надет на свечу зажигания.
Привод распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала двигателя. Для направления движения ремня по шкивам установлен направляющий ролик, натяжение ремня осуществляется натяжным роликом с автоматическим натяжным устройством. Ремень привода ГРМ закрыт пластмассовыми крышками.
Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Ресивер и впускной трубопровод неразъемные, выполнены из пластмассы единым блоком. Выпускной коллектор — стальной, совмещен с каталитическим нейтрализатором. Его соединение с головкой уплотняется двухслойной металлической прокладкой.
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
Порядок работы цилиндров двигателя |
1-3-4-2 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин |
800-900 |
Минимальное давление в системе смазки двигателя при температур.^ масла 85 °С и при частоте вращения коленчатого вала 5400 об/мин, кПа (кгс/см") |
441,3-637,4 (4,5-6,5) |
Минимальное давление в системе смазки двигателя, кПа (кгс/см ) |
196,2 (2,0) |
Объем масла в системе смазки двигателя, л |
3,5 |
Группа моторного масла по API |
SG, SN, SJ, SL |
Класс вязкости моторного масла по SAE*: -25 -С - +25 -С -20 'С - +35 'С -30 'С - +35 "С -35 -С - +30 -С |
10W30 10W40 5W40 0W40 |
Применяемый масляный фильтр |
2105-1012005 2108-1012005 2108-1012005-07 |
Применяемый герметик (фиксатор резьбы)**: резьбовая часть шпилек, завернутых в головку блока цилиндров болты крепления головки блока цилиндров и маховика крышка головки блока цилиндров |
Локтайт-262 или УГ 10 У г-6 Локтайт-574 |
* Вязкость масла выбирается в зависимости от сезонных колебаний температуры окружающей среды.
** Можно заменить герметиками аналогичного типа.
Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя
Наименование узлов и деталей |
Резьба |
Момент затяжки, Н-М (КГС'М) |
Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала |
М10х1,25 |
68,3-84.4 (7,0-8,6) |
Болты крепления крышек щатунов |
М9х1 |
43,3-53,5 (4,4-5,5) |
Болты крепления масляного насоса |
М6 |
8,3-10,3 (0,9-1,1) |
Резьбовая пробка редукционного клапана масляного насоса |
М16х1,5 |
45,5-73,5 (4,6-7,5) |
Болты крепления корпуса масляного насоса |
М6 |
7,2-9,2 (0,7-0,9) |
Болт крепления маслоприемника к масляному насосу |
М6 |
6,9-8,2 (0,7-0,8) |
Болты крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника |
М6 |
8,3-10,3 (0,9-1,1) |
Болты крепления маховика |
М10х1,25 |
61,0-87,4 (6,2-8,9) |
Болт крепления шкива коленчатого вала |
М 12x1,25 |
97,9-108,8 (9,9-11,1) |
Болты крепления поддона картера |
М6 |
5,2-8,2 (0,5-0,8) |
Болты крепления головки блока цилиндров |
М12х1,25 |
|
Болты крепления корпуса подшипников распределительного вала |
М8 |
18,4-22,6 (1,9-2,3) |
Болты крепления шкивов распределительных валов |
М10 |
67,4-83,3 (6,9-8,5) |
Болты крепления крышки головки блока цилиндров |
М6 |
1,9-4,6 (0,2-0,5) |
Штуцер масляного фильтра |
М20х1,5 |
37,5-87,5 (3,8-8,9) |
Датчик аварийного давления масла |
М14х1,5 |
24-27 (2,5-2,8) |
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости |
М6 |
7,6-8,0 (0,8-0,8) |
Гайки крепления патрубка термостата |
М8 |
16,0-22,6 (1,6-2,3) |
Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров |
М6 |
4,2-5,2 (0,4-0,5) |
Болты крепления правой и левой опоры силового агрегата к кронштейнам |
М10х1,25 |
41,7-51,5 (4,3-5,3) |
Болты крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров двигателя |
М10x1,25 |
32,2-51,9 (3,3-5,5) |
Гайки и болты крепления правой и левой опоры силового агрегата к лонжерону |
М10х1,25 |
41,7-51,5 (4,3-5,3) |
Болты крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач |
М 10x1,25 |
32,2-51,9 (3,3-5,5) |
Гайки болтов крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к картеру коробки передач |
М12 |
60,7-98,0 (6,2-10,0) |
Гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову |
М10x1,25 |
27,5-34,1 (2,8-3,5) |
Проверка двигателя
Моторное масло и масляный фильтр
Давление масла в двигателе
Декоративная накладка двигателя
Компрессия в цилиндрах двигателя
Ремень ГРМ
Ремень ГРМ - замена
Ролики ремня ГРМ
Крышка головки блока цилиндров
Сальники распределительных валов
Распределительные валы
Гидротолкатели
Маслосъемные колпачки
Головка блока цилиндров
Притирка клапанов
Передний сальник коленвала
Маховик
Задний сальник коленчатого вала
Поддон картера двигателя
Маслозаборник
Масляный насос
Поршневые кольца и шатунные вкладыши
Поршень и шатун
Опоры силового агрегата
Система охлаждения
Проверка системы охлаждения
Охлаждающая жидкость
Расширительный бачок
Термостат
Насос охлаждающей жидкости
Дополнительный резистор электровентилятора
Электровентилятор
Радиатор охлаждения двигателя
Система питания
Проверка системы питания
Воздушный фильтр
Дроссельная заслонка
Трос привода дроссельной заслонки
Дроссельный узел
Впускной модуль
Сброс давления в топливопроводе
Топливный фильтр
Топливная рампа
Топливный модуль
Датчик указателя уровня топлива
Сетчатый фильтр топливного модуля
Топливный насос
Топливный бак
Система улавливания паров топлива
Система управления двигателем
Проверка системы управления двигателем
Предохранители и реле двигателя
Катушки зажигания
Свечи зажигания
Форсунки
Регулятор холостого хода
Клапан продувки адсорбера
Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения распределительного вала
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик детонации
Датчик массового расхода воздуха
Датчик концентрации кислорода
Датчик скорости автомобиля
Электронный блок управления (ЭБУ)
Система выпуска отработавших газов
Проверка выпуска отработавших газов
Подвеска системы выпуска отработавших газов
Основной глушитель
Дополнительный глушитель
Каталитический коллектор
Двигатель 1,6
Проверка уровня масла
Ремень ГРМ
Замена ремня ГРМ
Натяжной ролик ремня ГРМ
Сальник распредвала
Ресивер двигателя
Топливная рампа
Прокладки впускного и выпускного коллектора
Прокладка крышки ГБЦ
Регулировка зазоров клапанов
Распредвал
Маслосъемные колпачки
Головка блока цилиндров
Поршневые кольца и шатунные вкладыши
Поршень и шатун
Высоковольтные провода
Свечи зажигания двигателя
Катушка зажигания