Проверка технического состояния двигателя
Техническое состояние двигателя зависит от пробега автомобиля, своевременности проведения периодического технического обслуживания, качества применяемых эксплуатационных материалов, а также качества выполнения ремонта.
Контролировать состояние двигателя следует регулярно, в процессе эксплуатации автомобиля. Признаками появления неисправностей могут быть: наличие масляных капель на месте стоянки автомобиля; загорание контрольной лампы неисправности двигателя или контрольной лампы аварийного давления масла, появление постороннего звука (шум, стук) при работе двигателя: дымный выхлоп; перемещение стрелки указателя температуры в красную зону;увеличенный расход масла, заметная потеря мощности. При выявлении хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо провести более детальную проверку. Проверки технического состояния систем двигателя показаны в соответствующих разделах главы «Двигатель и его системы».
Оценить техническое состояние двигателя с достаточной точностью можно по внешним признакам и с помощью доступного оборудования (компрессометр, манометр, технический стетоскоп).
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы
2. Осматриваем двигатель сверху и на смотровой канаве или эстакаде снизу. Подтеки масла могут свидетельствовать об износе сальников или уплотнительных прокладок.
3. Запускаем двигатель, при этом контрольная лампа аварийного давления масла должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается на холостом ходу после прогрева двигателя и гаснет после увеличения частоты вращения коленчатого вала, то возможно изношены: шестерни масляного насоса, шейки коленчатого вала, вкладыши коренных и шатунных подшипников. Если лампа горит постоянно, то возможно, неисправна система смазки или датчик аварийного давления масла. Проверяем давление масла в системе смазки двигателя с помощью манометра.
Эксплуатация автомобиля с недостаточным давлением масла в системе смазки приводит к серьезному повреждению двигателя.
4. После прогрева двигателя прислушиваемся к его работе.
Выполнять диагностику неисправностей двигателя на слух удобно с помощью технического стетоскопа. С его помощью можно достаточно точно определить источник постороннего шума.
Внимание!
Во избежание получения травм, выполняя следующую операцию, не касайтесь подвижных деталей двигателя (шкивы, ремень) и не дотрагивайтесь до разогретых частей двигателя.
5. При появлении постороннего звука стетоскопом определяем зону, где этот звук наиболее слышим. По характеру звука и месту излучения звука определяем возможный источник звука и возможную неисправность.
Цокающий звонкий звук под крышкой головки блока цилиндров, как правило, свидетельствуете неисправности гидрокомпенсаторов в приводе клапанов, равномерный шум в зоне ремня привода ГРМ может свидетельствовать об износе подшипников натяжного и направляющего роликов или подшипника насоса охлаждающей жидкости. Стуки в нижней части блока цилиндров и со стороны поддона картера, усиливающиеся с повышением частоты вращения коленчатого вала вызваны неисправностью коренных подшипников. При этом, как правило, давление масла в системе смазки низкое. На холостом ходу этот звук низкого тона, а с ростом оборотов его тон повышается. При резком нажатии на педаль газа двигатель издает что-то похожее на рычание — типа «гыр-р-р». Звонкие стуки в средней части блока цилиндров вызваны неисправностью шатунных подшипников. Ритмичный металлический стук в верхней части блока цилиндров, слышимый на всех режимах работы двигателя и усиливающийся под нагрузкой, вызван неисправностью поршневых пальцев. Приглушенный стук в верхней части блока цилиндров на непрогретом двигателе, стихающий и исчезающий при прогреве, может быть вызван изношенными поршнями и цилиндрами. Эксплуатация автомобиля с неисправными подшипниками и пальцами приведет к выходу из строя двигателя.
6. Если увеличился расход масла, а следов утечки не обнаружено:
а) прогреваем двигатель до рабочей температуры.
б) отсоединяем шланг вентиляции картера от дроссельной заслонки.
в) подносим к шлангу лист бумаги. Если на бумаге появляются масляные разводы, то изношена цилиндро-поршневая группа. Степень износа определяем по компрессии в цилиндрах.
г) если из системы вентиляции масляный туман не поступает, то причиной повышенного расхода масла может быть износ маслосъемных колпачков. При этом у автомобиля будет дымный выхлоп.
Работа двигателя с изношенной цилиндро-поршневой группой, неисправными маслосъемными колпачками или на некачественном топливе приводит к выходу из строя каталитического нейтрализатора и датчика концентрации кислорода.
Проверка двигателя
Моторное масло и масляный фильтр
Давление масла в двигателе
Декоративная накладка двигателя
Компрессия в цилиндрах двигателя
Ремень ГРМ
Ремень ГРМ - замена
Ролики ремня ГРМ
Крышка головки блока цилиндров
Сальники распределительных валов
Распределительные валы
Гидротолкатели
Маслосъемные колпачки
Головка блока цилиндров
Притирка клапанов
Передний сальник коленвала
Маховик
Задний сальник коленчатого вала
Поддон картера двигателя
Маслозаборник
Масляный насос
Поршневые кольца и шатунные вкладыши
Поршень и шатун
Опоры силового агрегата
Система охлаждения
Проверка системы охлаждения
Охлаждающая жидкость
Расширительный бачок
Термостат
Насос охлаждающей жидкости
Дополнительный резистор электровентилятора
Электровентилятор
Радиатор охлаждения двигателя
Система питания
Проверка системы питания
Воздушный фильтр
Дроссельная заслонка
Трос привода дроссельной заслонки
Дроссельный узел
Впускной модуль
Сброс давления в топливопроводе
Топливный фильтр
Топливная рампа
Топливный модуль
Датчик указателя уровня топлива
Сетчатый фильтр топливного модуля
Топливный насос
Топливный бак
Система улавливания паров топлива
Система управления двигателем
Проверка системы управления двигателем
Предохранители и реле двигателя
Катушки зажигания
Свечи зажигания
Форсунки
Регулятор холостого хода
Клапан продувки адсорбера
Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения распределительного вала
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик детонации
Датчик массового расхода воздуха
Датчик концентрации кислорода
Датчик скорости автомобиля
Электронный блок управления (ЭБУ)
Система выпуска отработавших газов
Проверка выпуска отработавших газов
Подвеска системы выпуска отработавших газов
Основной глушитель
Дополнительный глушитель
Каталитический коллектор
Двигатель 1,6
Проверка уровня масла
Ремень ГРМ
Замена ремня ГРМ
Натяжной ролик ремня ГРМ
Сальник распредвала
Ресивер двигателя
Топливная рампа
Прокладки впускного и выпускного коллектора
Прокладка крышки ГБЦ
Регулировка зазоров клапанов
Распредвал
Маслосъемные колпачки
Головка блока цилиндров
Поршневые кольца и шатунные вкладыши
Поршень и шатун
Высоковольтные провода
Свечи зажигания двигателя
Катушка зажигания