Кузов
Кузовные детали съёмные: 1 — решетка бампера; 2 — передний пластиковый бампер; 3 — облицовка радиатора; 4 — энергопоглатитель переднего бампера; 5 — капот; 6 — крышка багажника; 7 — задний пластиковый бампер; 8 — энергопоглатитель заднего бампера; 9 — задняя дверь; 10 — передняя дверь; 11 — наружное зеркало; 12 — переднее крыло.
Резьбовые соединения деталей кузова выполнены болтами из обычной углеродистой стали. Для ответственных соединений используются термообработанные болты из легированной хромистой стали, промаркированные символом «X» на головке.
Моменты затяжки резьбовых соединений кузова
№ |
Резьба |
Момент затяжки, Н-м (кгс-м) |
1 |
М6 |
6,0-8,0 (0,6-0,8) |
2 |
М8 |
14,0-18,0 (1,4-1,8) |
3 |
М10 |
30,0-35,0 (3,0-3,5) |
4 |
М12 |
55,0-60,0 (5,5-6,0) |
5 |
М14 |
80,0-100,0 (8,0-10,0) |
6 |
М16 |
110,0-140,0 (11,0-14,0) |
Смазки, используемые при техническом обслуживании кузова
Место нанесения |
Тип материала |
Петли капота |
Проникающая смазка в аэрозольной упаковке, моторное масло |
Замок капота |
Пластичная смазка (Литол-24) |
Тяга замка капота |
Проникающая смазка, моторное масло |
Петли дверей |
Проникающая смазка в аэрозольной упаковке |
Ограничители открывания дверей |
Любая пластичная смазка (Литол-24) |
Личинки замков дверей и двери багажного отделения |
Автосмазка ВТВ или проникающая смазка в аэрозольной упаковке |
Антикоррозийные составы для обработки кузова
Элементы кузова |
Тип материала |
Скрытые полости кузова |
Консерванты скрытых полостей кузова |
Нижняя поверхность днища кузова, наружные поверхности лонжеронов и порогов |
Мастики противошумные, антигравийные и др. |
Кузов автомобиля цельнометаллический, сварной, несущей конструкции (безрамный). Съемные элементы кузова: передние крылья, капот, двери, бамперы. В окнах переднего бампера на часть автомобилей установлены фары противотуманного света.
Стеклоподъемники дверей могут быть как с механическим так и с электрическим приводом. Beтpoвое, заднее и боковые (не опускные) стекла — вклеены в проемы кузова.
На передних дверях установлены наружные зеркала заднего вида, регулируемые из салона.
Бамперы выполнены из пластмассы.
Под бамперами установлены пластмассовые энергопоглащающие балки.
Передние сиденья — раздельные, оборудованы подголовниками, имеют регулировки продольного перемещения и наклона спинки. Заднее сиденье трехместное, нерегулируемое, складное.
Места для водителя и пассажиров оборудованы инерционными ремнями безопасности, стремя точками крепления.
Для установки багажника на крышу над проемами дверей выполнены четыре площадки с резьбовыми отверстиями. Для доступа к ним необходимо снять верхние уплотнители.
Историческая справка
Ведущим дизайнером будущей Калины еще со времен ВАЗ-1116 был Е. Лобанов, интерьером занимался И. Потапов. Принципиальным новшеством опытно-конструкторских работ над Калиной стало широкое применение компьютерных технологий проектирования автомобиля в целом и отдельных узлов. Если на прежние модели ВАЗ конструкторская документация выпускалась на бумажных носителях, то по семейству Калины она велась уже в современном цифровом формате. Это позволило быстро и гибко вносить любые изменения в конструкцию и дизайн автомобиля, существенно сократило сроки опытно-конструкторских работ, а впоследствии пригодилось для оперативной разработки новых моделей на базе Калины — Гранты, Datsun, второго поколения Калины.
Несмотря на увеличившиеся размеры и новые агрегаты ходовой части, хетчбэки и седаны серии 100 сохранили дизайн экстерьера, разработанный еще для ВАЗ-1116, с вытянутыми скругленными фарами и полукруглым проемом облицовки. Он отражал так называемый стиль биодизайна, модный в середине 90-х. К 2000 году, когда прототипы Калины серии 200 строились, проходили испытания и демонстрировались на выставках, подобная внешняя форма уже считалась бесперспективной.
По инициативе ведущего конструктора Кутеева и ведущего дизайнера Лобанова, при поддержке главного конструктора ВАЗа П. М. Прусова задолго до выпуска окончательного варианта конструкторской документации Калина пережила рестайлинг передка, получила фары граненой формы и низкую облицовку с горизонтальными брусьями. Автомобили серии 200 уже обрели новую внешность. При этом сзади у хетчбэка остались расположенные высоко на стойках фонари, а у седана — скругленные по краям фонари, установленные по обе стороны вертикальной части крышки багажника. Унификация световых приборов у автомобилей семейства больше не требовалась, действующее производство уже способно было освоить оригинальные задние фонари для кузовов всех трех типов.
При разработке кузова седана во главу угла ставилось удобство пользования багажником за счет максимального уменьшения погрузочной высоты, а значит смещения вниз порога багажника. В семействе не предусматривалось двухдверных или трехдверных модификаций, а все четыре боковые двери салона конструкторы кузовов рассчитывали так, чтобы обеспечить удобную посадку и высадку. В итоге возможный угол открывания двери и высота проема получились максимальными, поэтому верхние края двери Калины заходят на крышу подобно тому, как это сделано на ВАЗ-2110 и FIAT Punto. Ручки дверей Калины с самого начала выполнили в расчете на естественный захват рукой.
При конструировании Калины особое внимание уделялось дизайну и эргономике салона. Над панелью приборов и сиденьями работали И. Потапов, А. Колпаков и И. Лепешкин, над обивкой дверей — М. Пономарев, потолка — М. Зубков, багажника — 0. Жаркова. Совмещением обивок с приборами электрооборудования занимался Н. Жарков, за подбор гаммы цветов и их сочетаний отвечала Н. Дементьева. При разработке интерьера Калины особое внимание уделялось не только нарядному и современному интерьеру, но и усовершенствованию его конструктивных элементов. В этом плане был сделан серьезный шаг вперед по сравнению с прежними моделями ВАЗа. Панель приборов выполнили бескаркасной, собираемой отдельно в единый узел и в сборе устанавливаемой на автомобиль.
Поскольку поступало много жалоб на недостаточную прочность сидений переднеприводных автомобилей ВАЗ и надежность механизмов регулировки, группа конструкторов во главе с Н. Добрыниным провела огромную работу по созданию сидений с прочным штампованным каркасом и улучшенными механизмами регулировки, соответствующих современным нормам эргономики и безопасности. Механизм регулировки спинок передних сидений и салазки были куплены у специализирующейся на этих узлах фирмы Keiper. По сравнению с ВАЗ-2108 и ВАЗ-2110, сделан огромный шаг вперед в плане надежности арматуры сидений. Правда, ограниченный бюджет не позволил внедрить регулировку высоты подушки сиденья над полом и поясничного подпора спинки.
Еще одним прорывом в оборудовании салона Калины стало внедрение современных выключателей и переключателей со светодиодной подсветкой, включаемой вместе с габаритным освещением. Готовые импортные изделия не применялись. Новые для отечественного автомобиля выключатели самостоятельно разрабатывало конструкторское бюро коммутационных систем НТЦ ВАЗа, иногда привлекая специалистов предприятий-смежников. Со стороны заводского бюро работами руководили сначала Л. Вайнштейн, а затем В. Гаврилов. Им и их коллегам удалось сконструировать и внедрить на Калине такие устройства, как модуль управления светотехникой, современные выключатели отопителя и кондиционера, электрические стеклоподъемники, система управления центральным замком дверей и иммобилайзером, подрулевой переключатель с функцией управления маршрутным компьютером, новый замок зажигания. Модуль управления светом включает переключатель света, электрический корректор фар, регулятор яркости свечения приборов, выключатели противотуманных фар. На Калине появился современный переключатель отопителя вращающейся рукояткой с пятью позициями. Заново были разработаны выключатели сигнализации открытого капота, стояночного тормоза, освещения вещевого ящика и т.д. Усилиями всех конструкторских групп удалось разработать для Калины уютный салон, достойный недорогого автомобиля начала XXI века.
Проверка кузова
Обслуживание кузова
Решетка радиатора
Капот
Тяга замка капота
Передний бампер
Подкрылок передний
Переднее крыло
Решетка воздухопритока
Полка аккумулятора
Ветровое стекло
Наружное зеркало
Обивка пережней двери
Наружная ручка передней двери
Замок передней двери
Стеклоподъемник
Стекло двери
Ограничитель двери
Снятие передней двери
Обивка задней двери
Стеклоподъемник задний
Стекло задней двери
Замок задней двери
Задняя дверь
Лючок топливного бака
Задний бампер
Газовые упоры двери
Обивка двери багажника
Личинка замка двери
Замок двери багажника
Стекло задка
Дверь багажника
Внутреннее зеркало
Облицовка туннеля пола
Накладка консоли
Панель приборов
Вентиляция и отопление
Фильтр вентиляции и отопления
Дополнительный резистор
Радиатор отопителя
Эл. вентилятор отопителя