Снятие и установка генератора
На автомобиле установлен трехфазный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением, диодным выпрямительным блоком и со встроенным регулятором напряжения.
Генератор приводится поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Генератор крепится к двигателю на кронштейне. Натяжной механизм с роликом позволяет регулировать натяжение ремня привода генератора.
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. В статоре выполнена трехфазная обмотка, соединенная «звездой». Выводы обмотки закреплены в пластмассовых держателях (с подпружиненными контактами) выпрямительного блока.
В роторе выполнена обмотка возбуждения, выводы которой припаяны к двум контактным кольцам. Вал ротора генератора установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник завальцован в передней крышке генератора, а задний напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой генератора.
На наружной стороне задней крышки генератора (под пластмассовым кожухом) установлены выпрямительный блок и регулятор напряжения с щеточным узлом.
Выпрямительный блок собран на шести диодах, соединенных двумя алюминиевыми подковообразными пластинами.
Регулятор напряжения — бесконтактный, электронный, собран в единый блок со щеточным узлом.
ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРА
Для выполнения работы потребуются помощник, а также:
— мультиметр (в режиме вольтметра с пределом измерений 15— 20 В);
— стетоскоп технический.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
2. Запускаем двигатель. Если на щитке приборов загорелась контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, проверяем:
— поступление напряжения+ 12 В на обмотку возбуждения генератора при включении зажигания (вывод L разъема генератора);
— натяжение ремня привода генератора.
Слабое натяжение ремня привода генератора приводит к его проскальзыванию по шкивам, что не позволяет генератору развить необходимую мощность и приводит к быстрому износу ремня. Косвенно проскальзывание ремня можно определить по тусклому свечению фар в темное время суток и по свистящему звуку в передней части двигателя при увеличении оборотов коленчатого вала.
3. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (не менее 80 °С).
4. Включаем все мощные потребители электроэнергии автомобиля (обогрев заднего стекла, электровеигилятор отопителя, дальний свет фар, обогрев сидений).
Дальнейшую часть работы выполняем с помощником.
5. Нажимая педаль «газа» и контролируя работу двигателя по тахометру, удерживаем обороты коленчатого вала двигателя в пределах 3000—3500 об/мин.
6. Вольтметром измеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи. При исправном генераторе вольтметр должен показать напряжение не ниже 14 В.
Если напряжение меньше, возможно слабо натянуть ремень привода генератора (см. выше), неисправна цепь генератора, неисправен регулятор напряжения генератора, замаслились или изношенны щетки в генераторе, либо неисправен сам генератор (поиск и устранение неисправностей регулятора напряжения и других деталей генератора см. в соответствующих разделах).
7. Выключаем все потребители электроэнергии, при этом вольтметр должен показать напряжение не выше 15,1 В.
Если напряжение больше, скорее всего, неисправен регулятор напряжения.
8. Стетоскопом по шуму оцениваем состояние подшипников генератора. Сильный гул свидетельствует об износе подшипника или подшипников (наиболее часто выходит из строя передний подшипник).
Снятие
Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.
Перед снятием ремня привода генератора стрелкой пометьте направление его вращения.
1. Снимаем ремень привода генератора.
2. Снимаем наконечники проводов с контактного болта.
3. Отсоединяем провода от генератора.
4. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем гайку болта верхнего крепления генератора.
5. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем болт нижнего крепления генератора.
6. Извлекаем болты из кронштейна генератора и снимаем генератор.
7. Чтобы не потерять, извлекаем из кронштейна генератора гайку и втулку болта.
8. При необходимости снимаем натяжной механизм (см. «Ремень привода генератора — замена ремня и натяжного ролика») и, отвернув три болта торцовым ключом на 13 мм, снимаем кронштейн генератора.
Детали крепления генератора: 1 — верхний болт; 2 — гайка; 3 — кронштейн генератора; 4 — гайка; 5 — втулки; 6 — нижний болт.
Установка
Устанавливаем генератор в обратной последовательности.
После установки генератора регулируем натяжение ремня его привода.
Проверка электрооборудования
Аккумулятор
Ремень генератора, ролик
Замена регулятора напряжения
Замена генератора
Ремонт генератора
Предохранители и реле
Снятие стартера
Ремонт стартера
Замок зажигания
Подрулевые переключатели
Выключатели на центральной консоли
Выключатель фонарей заднего хода
Выключатель сигналов тормоза
Освещение, звуковая сигнализация
Блок управления освещением
Регулировка света фар
Замена ламп блок-фары
Снятие блок-фары
Боковой указатель поворота
Замена ламп заднего фонаря
Снятие заднего фонаря
Фонарь освещения номерного знака
Плафон освещения салона, багажника, бардачка
Звуковой сигнал
Контрольно-измерительные приборы
Щиток приборов
Датчик уровня тормозной жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик аварийного давления масла
Датчик температуры окружающего воздуха
Очиститель ветрового стекла
Моторедуктор стеклоочистителя
Очиститель заднего стекла
Электронасосы стеклоомывателей
Бачок стеклоомывателей
Форсунки стеклоомывателя
Иммобилайзер
Замена элемента питания ПДУ
Блок управления иммобилайзером
Блок дистанционного управления
Поиск неисправности подогрева сидения
Общие статьи
Системы зажигания
Проверка системы зажигания
Подключение стробоскопа
Диагностика системы зажигания
Регулировка угла опережения зажигания