Антикоррозийные составы. Химические средства для защиты днища автомобиля
По страницам старых журналов
Защита кузова от коррозии — одна из важнейших забот автомобилиста. Но «условия жизни» у разных частей кузова далеко не одинаковы. Особенно тяжелы они у днища, и закономерно, что именно эти кузовные панели приходится оберегать более всего. Идя навстречу нуждам автомобилистов, химическая промышленность выпускает много различных средств для защиты днища, пригодных и нанесению своими силами. Но именно это многообразие кое-кого ставит в тупик: ведь хочется купить наиболее подходящее. Редакция получила немало писем с вопросами по ассортименту антикоррозионных средств, поступающих о продажу. Ответить на вопросы читателей и дать необходимые рекомендации мы попросили специалиста ПТБ «союзбытхима» К. Оганезова.
Днище — понятие собирательное: сюда включают не только наружную поверхность элементов пола, но и всю «изнанку» кузова, обращенную к дороге Основа антикоррозионной защиты этих поверхностей закладывается еще заводом в процессе изготовления машины, когда ее покрывают специальными составами. Однако любые покрытия, к сожалению, не вечны: со временем они повреждаются. трескаются, отслаиваются. Причин для этого много Определенную роль здесь играет естественное старение, но главный ущерб наносят всевозможные внешние воздействия: вибрация, удары и более всего — постоянный поток мелких и крупных частиц, с силой отбрасываемых колесами автомобиля. А повреждение в защитном покрытии — распахнутая дверь для появления и развития коррозии. Наиболее интенсивно этот процесс протекает в различных щелях и карманах, где сырость не может легко испаряться, и в любом случае удержанию влаги способствует слой грязи на поверхности детали. Особенно же усиливается коррозионная опасность зимой и ранней весной из-за солей. которыми посыпают дороги для борьбы с гололедицей. Концентрация этих солей в талой воде на проезжей части очень высока — практически такая же. как в морской. «Обработка» днища подобным раствором увеличивает скорость коррозии металла но много раз.
Все это свидетельствует об одном: нужно регулярно и внимательно контролировать состояние покрытий на днище кузова, своевременно устранять очаги коррозии, тщательно заделывать повреждения защитного слоя, а при необходимости частично или полностью возобновлять покрытие. Средства для этого у автомобилиста есть. В продажу поступают специальные антикоррозионные препараты для автомобиля, и ассорти мент их достаточно широк.
Защитные составы для днища (в обиходе их называют «антикорами» или «авто-антикорами»), которые производятся в настоящее время разными предприятиями и производственными объединениями. перечислены в таблице. Там же приведены основные характеристики препаратов, представляющие интерес для потребителя.
Авто-антикоры для защиты днища кузова
Следует отмстить, что шесть из восьми представленных антикоров (за исключением резинобитумного и М-14) по своим потребительским свойствам отвечают требованиям высшей категории качества. Они имеют практически одинаковые эксплуатационные показатели независимо от того, на какой основе изготовлены. Это достигнуто введением в их рецептуру целевых добавок, обеспечивающих эффективное антикоррозионное действие, хорошее сцепление с металлом. грунтовкой или заводским защитным покрытием, термостойкость, высокую прочность при ударе и изгибе, а также при абразивном истирании. У авто-антикоров резиио-битумного и М-14 (ММ 5 и 8 в таблице) столь же высоки все основные показатели, за исключением одного: сцепление с металлом у них несколько менее прочно. Поэтому данные препараты относятся к первой категории качества.
Любой из антикоров высшей категории качества можно наносить на обрабатываемую поверхность либо кистью, либо при помощи распылителя. В последнем случае препарат чаще всего требуется развести до более жидкого состояния. чем «фирменное»: то же приходится делать и в случае, если он загустел при хранении. Следует особо подчеркнуть: растворители можно применять только те. что указаны на этикетке антикора, в противном случае свойства препарата могут непоправимо ухудшиться и работа будет проделана впустую. Отметим также, что битумная мастика (М 6 в таблице) имеет довольно густую консистенцию, л ее можно наносить шпателем.
Антикоры первой категории качества наносят только кистью, для распыления они непригодны.
Отдельного упоминания заслуживает эпоксидно-каучуковый антикор (М 7 в таблице). В отличие от остальных, этот препарат двухкомпонентный: перед употреблением в основную массу нужно добавить отвердитель из маленькой бутылочки. и с этого момента в течение пяти часов состав должен быть использован. иначе он затвердеет и станет непригодным для нанесения. Еще одно отличие заключается в том. что высохшее покрытие не липнет и не пачкается, поэтому данное средство особенно удобно при нанесении внутри багажника. На это покрытие можно наносить краску. И еще: слой эпоксидно-каучукового антикора не растворяется при попадании на него бензина или масла.
Несколько слов о подготовке обрабатываемой поверхности перед нанесением какого-либо антикора. Как правило, эта операция заключается в механической очистке ремонтируемого места от грязи, ржавчины и отставших слоев старого покрытия. Инструкция на этикетке к битумной мастике (М 6 в таблице) допускает также применение химических средств — преобразователя ржавчины или очистителя «омега-1». Во всех случаях подготовленный участок нужно тщательно обезжирить.
Главный же залог хорошего качества и прочности наносимого покрытия — неукоснительное соблюдение способов применения препаратов, которые указаны на их этикетках. Не стоит экспериментировать с непроверенными или самодельными составами: копеечная экономия может обернуться серьезными убытками. Все необходимые эксперименты в достаточном объеме проведены специалистами ПТБ «Союзбытхима». дававшими «путевку в жизнь» отечественным антикорам. Эти проверенные препараты на полках магазинов хорошо заметны по крупной надписи «АВТО» и знакомой эмблеме — старинному автомобилю на этикетке.
В заключение упомянем еще об одном химическом средстве, которое не вошло в таблицу, поскольку не является антикором. Речь идет об «Автогрунтовке-1 цииконаполнениой». Нанесение ее на металл под антикоры на битумной основе дает хорошие результаты в эксплуатации. Благодаря большому содержанию цинкового порошка грунтовка образует на поверхности стали слой цинка, который надежно защищает металл от коррозионного воздействия атмосферы и солей. Даже если на покрытии образуются мелкие сквозные механические повреждения. сталь в этих местах будет корродировать гораздо слабее. А продукты взаимодействия цинка с влагой закупоривают поры грунтовки, делая ее практически непроницаемой. Тщательно перемешанную грунтовку наносят на металл кистью одним слоем. Время высыхания при 15—25'С — 1 час.
Особенности модификаций
Идентификационные номера
Тех. характеристики
Органы управления
Щиток приборов
Замок зажигания
Меры безопасности
Щётки стеклоочистителя (дворники)
Инструменты и приспособления
Эксплуатационные материалы
Подготовка к ТО
Периодическое ТО
Неисправности и способы их устранения
Антикоррозийные составы
Герметик для ремонта шин
Что такое противобуксовочная система
Что такое система пассивной безопасности
Что такое система личной безопасности
Торможение двигателем
Отчёт об эксплуатации журнала ЗР
Отчёт об эксплуатации 2